Логоневроз (Заикание) - Все о массаже... Все о массаже…

Логоневроз (Заикание)

Логоневроз

Логоневроз (Заикание).

Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания. Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов. Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.

Этиологический фактор.

Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.

Более распространенными причинами логоневроза считаются:

  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
  • Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
  • Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Последствия заикания.

В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь. Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.

В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать  формироваться состояние неполноценности. Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление. И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

Причины заикания.

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию. В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков. Замечено, что ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой. Также могут сыграть определенную роль и эти факторы:

  • Когда в семье нездоровый психологический климат, и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  • Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.

Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.

Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза. Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Логоневроз у взрослых (заикание) встречается намного реже, чем в детском возрасте. Так называется патология речи, при которой происходит частое повторение человеком отдельных звуков, слогов, или целых слов. Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы. Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Причины, почему взрослый заикается?

Если логоневроз возникает в раннем детстве, то существует множество способов решения данной проблемы. Особенно эффективна работа специалистов с детьми от 2 до 6 лет, поскольку именно в это время и происходит формирование речи. Если заикание усугубляется или рецидивирует в 16 лет, то причины могут заключаться в высокой лабильности нервной системы или развитии невроза. Но бывают случаи, когда логоневроз не отмечается у ребенка в раннем возрасте, но внезапно появляется у него в период взросления. Вероятность такого события составляет около 1%.

В последнее время отмечается все большее количество взрослых людей, страдающих от логоневроза. Как у них, так и у детей во время заикания при разговоре возникают судороги речевого аппарата, что не может рассматриваться как обычный недостаток, поскольку их появление связано с психоневрологическими проблемами, из них выделяют:

  • Невротические. Физиологической патологии при этом не отмечается. Логоневроз развивается на фоне сильного эмоционального потрясения, шока, пережитого горя. В разговоре особенно сильно нарушение речи проявляется при высокой важности для больного тех фраз, которые он произносит.
  • Органические. Причиной являются заболевания (травмы, опухоль, контузия). Нарушения речи бывают временными и постоянными. Проходят только после устранения причины их возникновения.

Как это может проявляться?

Заикание может сопровождаться следующей симптоматикой:

  • Неврологические признаки (тревожность, нарушение сна и аппетита, ощущение собственной неполноценности, потливость);
  • Нарушения речи (затруднение, повтор, вынужденные паузы, судорожная артикуляция и спазм);
  • Тик мимических мышц, чувство нехватки воздуха, дрожание губ и верхних конечностей, судорожное дыхание.

В результате сильного гнева или испуга может наступить временное заикание, при этом совершенно необходимо своевременно оказать помощь, иначе патологическое состояние может закрепиться надолго.

Лечение логоневроза.

Поскольку в основе прогрессирования логоневроза лежит воздействие стресовых факторов, основным направлением лечения является повышение стрессоустойчивости и устранение уже имеющихся нарушений со стороны нервной системы. Таким больным необходимо оказание психотерапевтической помощи для улучшения эмоционального статуса, преодоление страха речи, повышения самооценки, формирования правильного отношения к своей проблеме и уверенности в возможности ее преодоления.

Поэтапная коррекция логоневроза может включать:

  1. Первый этап (длительностью от нескольких дней до недели) предусматривает мероприятия, направленные на стабилизацию эмоционального состояния пациента. Назначается иглорефлексотерапия, седативные методики.
  2. На втором этапе назначается психотерапия, остеопатия, рефлексотерапия, оказывающие влияние на артикуляционный голосовой и дыхательный аппараты. Рекомендуется проводить занятие с логопедом за 30 — 40 мин до начала сеанса рефлексотерапии.
  3. Третий этап (обычно он соответствует третьему курсу рефлексотерапии) предполагает включение общеукрепляющих мероприятий в образ жизни: лечебная физкультура, посещение бассейна, сауны. Только такой комплексный подход с учетом механизмов развития заболевания и взаимосвязей между регулирующими системами организма позволяет достичь значительных результатов в лечении логоневроза.

Существуют различные системы функциональных тренировок речи, в которых основным является последовательное, поэтапное вовлечение пациентов во всё более широкие речевые коммуникации: в условиях облегчающего речевую деятельность аутотренинга и общения в благоприятной обстановке лечебного коллектива, далее — в более сложных условиях коллективного театрализованного представления — при публичном выступлении.

Методы лечения заикания дома.

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путем коррекции:

  • Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности.
  • Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом.
  • Упражнения со временем усложняются.
  • Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы.
  • Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Дыхательные занятия.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать так, что голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

Точечный массаж.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

Компьютерный подход.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание. Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.

Рекомендации при проблеме — логоневроз.

  • Четкий и правильный распорядок дня. Перед сном взрослым следует ограничить просмотр телевизионных программ и фильмов. Особенно тех, которые могут действовать на нервную систему возбуждающе.
  • Создать благоприятную атмосферу дома. Исключить жесткие дисциплинарные меры и наказания, убрать расхождения в требованиях к ребенку, свести их к единой системе.
  • Не делать акцент на проявлениях дефектов речи, не указывать на них, не одергивать ребенка и не исправлять его, если он сказал не так, как следует. Тем более нельзя это делать при посторонних людях. Такое поведение взрослых способно только усугубить степень выраженности проблемы.
  • Положительные эмоции. Ребенок должен понимать, что в любом случае он желанный и важный для своих родителей, его любят и заботятся о нем. Логоневроз не делает из малыша ущербного и неполноценного человека. Это нужно показывать постоянно, усиливая у ребенка веру в себя и свои силы.

Оставить комментарий